Проблема бедности
Большинство СМИ поспешило объяснить новости о резком росте краж влиянием кризиса — мол, а что вы хотите: люди обеднели, многие потеряли работу, им нечего есть, потому и воруют. Но если расспросить ритейлеров, каких товаров они чаще всего недосчитываются на прилавках, то это простое объяснение перестает выглядеть убедительным.
Чаще всего покупатели крадут элитный алкоголь, колбасные, рыбные и мясные деликатесы, сыр, икру, кофе, брендовую парфюмерию и косметику, прочие малогабаритные и дорогостоящие товары. Недорогие товары исчезают в основном из прикассовой зоны, где размещены бритвенные станки и лезвия, презервативы, шоколад и шоколадные батончики, жевательная резинка, прочие мелочи, которые легко взять незаметно.
Перечень украденного заставляет усомниться в том, что именно крайняя нужда заставила россиян преступить закон. Можно представить, как обезумевший от голода человек решается украсть булку хлеба или пачку масла, но вот бутылку дорогого коньяка или баночку икры… Верится слабо. Статистика по кражам росла и во вполне благополучные 2012 и 2013 годы, когда эту тенденцию сложно было объяснить массовым обнищанием населения.
Еще один аргумент против «кризисной» теории — почему тогда и сегодня есть регионы, где убытки супермаркетов от краж покупателей фактически равны нулю? По данным ФНС, почти ничего не украдено с прилавков Дальнего Востока и республик Северного Кавказа. Хотя они точно так же, как и жители других российских регионов, пострадали от девальвации рубля, ухудшения экономической ситуации в стране и роста уровня безработицы.
Простая человеческая наглость
Поэтому многие эксперты предпочитают объяснять рост числа краж не снижением уровня жизни, а несовершенством российского законодательства в этой сфере.
Слишком многие на сегодняшний день уяснили, что можно безнаказанно украсть товар из магазина, и немедленно поспешили этим воспользоваться. В теории, укравший в магазине ничем не отличается от любого другого преступника. Наказание для него предусмотрено по статье «Кража». Минимальная санкция по ней — штраф до 80 тыс. рублей, максимальная — 2 года колонии. Но на практике все несколько иначе. Во-первых, уголовное дело не возбуждается, если сумма похищенного не превышает 1000 рублей. За все, что дешевле, грозит лишь административная, а не уголовная ответственность. Придется заплатить штраф в пятикратном размере от стоимости украденного — и все.
Если порог в 1000 рублей превышен, то формально сесть в тюрьму шансы есть. Однако, как правило, руководство торговых сетей предпочитает не ввязываться в долгие бюрократические процедуры, связанные с оформлением правонарушения, уголовным и судебным разбирательством.
Чтобы привлечь вора к уголовной ответственности, руководству или охране торговой точки мало вызвать полицию. Нужно будет сдать похищенный товар — он станет вещественным доказательством и может испортиться за время следствия, если речь идет о продуктах. Необходимо также написать заявление, выделить постоянного представителя на время следствия и суда. Все это отнимет и время, и силы. А если посчитать потери в зарплате сотрудника, который станет заниматься не своими прямыми обязанностями, а бегать по кабинетам, то и деньги. Поэтому большинство возбужденных дел о кражах из торговых сетей разваливаются уже на начальной стадии из-за того, что магазины вскоре перестают принимать участие в работе полиции. Пока законодательство не изменится, торговые сети останутся фактически беззащитными перед ворами.
На сегодняшний день ритейлеры предпочитают улаживать дела полюбовно. Покупатели это поняли и поспешили воспользоваться обстоятельствами. На деле, почти все, чем они рискуют при поимке — что им предложат рассчитаться за украденный товар.
Чужое и свое
Интересный парадокс: тот же самый человек, что спокойно украдет из магазина, никогда не стащит кошелек из чужой сумки или кармана, даже если сделать это будет намного проще. Если магазинный воришка найдет кошелек на улице, то он с той же долей вероятности, что и обычный человек, вернет его хозяину. Почему? Потому что красть у ближнего своего — аморально. А про супермаркеты никаких заповедей не было! Пострадавших как бы нет. Торговая сеть не ассоциируется с конкретными людьми, она обезличена. Другой момент: очень немногие украдут из небольшого магазина у дома, предпочтут большой и удаленный от них супермаркет. Причем не потому, что там меньше вероятность, что их поймают и узнают, а потому что отдаленный магазин подсознательно воспринимается как «чужой». Люди не готовы красть у «своих», но считают нормальным и справедливым обворовывать «чужих».
Психологи видят единственный путь, как побороть растущую любовь россиян к магазинным кражам — объяснить всем покупателям без исключения, что они воруют не у «кого-то там», не у «чужих», а у таких же людей, как они. Ведь чтобы компенсировать убытки от краж, расходы на содержание систем наблюдения, наем охраны, ритейлеры вынуждены поднимать цены на товары. В итоге за «бесплатную» бутылку коньяка, перекочевавшую с прилавка за пазуху, заплатит старушка, у которой и так едва хватает денег на молоко — оно станет для нее еще менее доступно по цене. Поэтому никаких моральных оправданий у краж быть не может, кризис на дворе или нет.
Мы предлагаем круглосуточную охрану Вашего предприятия, квартиры, офиса, склада, стоянки, а также любых помещений, территорий и земельных участков. Высокую помехоустойчивость, отсутствие ложных срабатываний системы, работа оборудования в режиме реального времени для ОПЕРАТИВНОЙ и НАДЕЖНОЙ защиты Вас и Вашего имущества. Если у Вас возникли вопросы, позвоните нам по номеру +7 (4212) 21-48-71 и(или) оставьте заявку на сайте!. Мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
Оставить заявку